пятница, 2 октября 2015 г.

Блоки Дьенеша, как средство формирования предпосылок учебной деятельности

     
Уже прошел месяц со дня начала учебного года. Наше учреждение не исключение. У нас тоже началась образовательная деятельность, хотя она прекращалась и летом. Ведь в детском саду дети учатся круглый год в течение всего дня, пока находятся с воспитателем.

В этом году нашим педагогам приходится трудно. Наполняемость групп намного превышает норму. И приходится проявлять чудеса выдержки, терпения и творчества, чтобы охватить всех детей, донести до каждого новую информацию, а что еще тяжелее – получить результат продуктивной деятельности. Вчера я проходила мимо группы и услышала, как воспитатель проводит  занятие по формированию  элементарных математических представлений – цвет, форма, величина… Я тихонько вошла в группу и стала наблюдать. Первая часть занятия прошла классически – «я показываю и рассказываю», во второй части – «я задаю задание – ты выполняешь». Дети выполняли задание по разному. Кто старался разобраться, а кто-то просто тихо «списывал». Подглядывая, что делает сосед,  то же самое выкладывали на своих столах. В конце занятия я предложила воспитателю для закрепления материала и для индивидуальной работы с детьми, которые не поняли тему, использовать блоки Дьенеша. Все наши ребятишки через определенное время пойдут в школу и наша задача – подготовить их к обучению, сформировать предпосылки учебной деятельности.
    Одним из требований ФГОС к содержанию и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста является формирование предпосылок учебной деятельности.
    Недостаточное развитие ведущих мыслительных операций приводит к различным трудностям в анализе – мысленном разделении предмета на части с последующим их сравнением; синтезе – построении целого из частей; сравнении – выделении общих и различных признаков в ряде предметов; систематизации и классификации – построении предметов или объектов по какой-либо схеме и упорядочивании их по какому-либо признаку; обобщении – связывании предмета с классом объектов на основе существенных признаков. Поэтому обучение в детском саду должно быть направлено, прежде всего, на воспитание у детей полноценной логической аргументации окружающего, формирование предпосылок учебной деятельности, которые тесно связаны с освоением мыслительных операций.
Успешному решению задачи развития основных мыслительных операций у детей способствуют игры с блоками Дьенеша.
Что вы знаете про игры с блоками Дьенеша
      Игры с блоками Дьенеша рассчитаны на детей в возрасте от 2-х до 10 лет. Такие игры развивают у детей не только речь и память, но учат самостоятельности и настойчивости, дают основы математики и информатики, развивают логику и умение оперировать информационными кодами и заниматься конструированием.

Что такое блоки Дьенеша
     Этот универсальный материал, разработанный венгерским ученым Золтаном Дьенешем, (ссылка), помогает ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, такими как: сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование Блоки Дьенеша относятся к развивающим игрушкам для детей. В состав игры входят 48 совершенно разных геометрических фигуры, причем в игре нет вообще двух одинаковых деталей. Все они сделаны из пластмассы, отличаются по четырем формам (прямоугольник, круг, треугольник и квадрат), трем цветам (красный, синий, желтый), двум размерам (маленький и большой) и по толщине (тонкий и толстый)
Для чего необходимы ребенку блоки Дьенеша

1.На занятиях с использованием блоков Дьенеша у детей развиваются простые математические представления. Ребята не только закрепляют такие понятия как форма предмета, его величина, цвет, но знакомятся с понятием толщины и учатся представлять предметы объемно. То есть ребенок начинает понимать разницу между прямоугольником и параллелепипедом.


2. Дети начинают анализировать, сравнивать предметы, обобщать их. Предложите им выбрать только круги или только красные фигуры для начала. Затем упражнения надо постепенно усложнять – пусть ребенок найдет все красные круги, а потом все синие большие треугольники. То есть, чем больше признаков предмета одновременно будет анализировать мозг ребенка, тем успешнее будет развиваться логическое мышление дошкольника.

3. Игры с блоками Дьенеша развивают воображение и фантазию малышей, тренируют память и внимание детей.

Игры с блоками Дьенеша чрезвычайно многообразны и вовсе не исчерпываются предложенными вариантами. Существует большое разнообразие различных вариантов от простых до самых сложных, над которыми и взрослому интересно «поломать голову». Главное, чтобы игры проводились в определенной системе с учетом принципа «от простого к сложному». Уяснение педагогом значимости включения данных игр в образовательную деятельность, поможет ему более рационально использовать их интеллектуально-развивающие ресурсы и самостоятельно создавать авторские оригинальные дидактические игры. И тогда игра для его воспитанников станет «школой мышления» - школой естественной, радостной и сосем не трудной.
Переступив порог школы, вчерашний дошкольник попадает в совершенно непривычный для него мир. От того, каким будет его знакомство с этим миром, что он ему подарит, зависит, подружится ли с ним ребенок, или будет себя чувствовать в нем чужим и незащищенным. Игры с блоками Дьенеша неспеша и осторожно приоткроют дверь в этот мир, и если это будет осуществляться систематично, то можно быть уверенным в результате: тренируемые интеллектуальные процессы и качества станут помощниками, а не препятствием в овладении будущими школьниками образовательной программой.

Советы педагогам и родителям

• Ваша задача, не копировать уже готовые задания, а придумывать совместные игры со ребенком самостоятельно.
• Но сначала дайте ему возможность просто поиграть самому, потрогать, пощупать блоки, построить из них дорожку или башенку как ему захочется.
• Во время игры лучше всего использовать слово «фигура», а не блок, так маленькому ребенку будет понятнее.
• Занимайтесь с детьми по правилу «от простого к сложному». Сначала научите их находить признаки фигур, затем сравнивать предметы. И только после этого можно переходить к обучению умения классифицировать и обобщать все детали. А в последнюю очередь развивать у детей умение логически рассуждать и мыслить.
Помните, что все дети развиваются индивидуально. И заниматься с интересом ребенок будет лишь тогда, когда задание для него будет выполнимо, по его силам, но не настолько сложное, чтобы он самостоятельно не смог справиться. В противном случае, интерес детей пропадет надолго.

Познакомится с авторской теорией шести стадий изучения математических понятий  и подборкой игр можно здесь 







2 комментария:

  1. В нашем детском саду есть многолетний опыт работы с блоками Дьенеша. Реализуется доп. программа с использованием данного материала. Действительно развивающий и обучающий эффект огромный.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Юлия, за комментарий. Блоки Дьенеша очень увлекательны, главное правильно научить детей играть с ними.

      Удалить