четверг, 24 сентября 2015 г.

Компьтерные игры ЗА и ПРОТИВ




Мы живем в век информационных технологий. Вереница электронных гаджетов с похожими названиями- айфоны, айпэды, айподы, смартфоны - вызывает легкое головокружение у взрослых и восторг у детей. Противостоять этому информационному нашествию невозможно, поэтому остается только одно - придумать, как использовать новинки технического прогресса в разумных целях. Если речь идет о детях, то разумно - это значит на благо ребенка, то есть для его развития и обучения.




 В последнее время психологи все чаще говорят об изменении характера детских игр: современные дошкольники все меньше играют в  традиционные детские игры (в семью, школу, в различные профессии), и все больше времени проводят за компьютером. С одной стороны, это оправданно, потому что именно так ребенок осваивает навыки, которые необходимы для нормальной адаптации к современному миру информационных технологий. Представим на минутку, что какими-то нечеловеческими усилиями нам удалось оградить ребенка от компьютера и прочих электронных устройств. Что же в результате? Он будет чувствовать себя так, как раньше чувствовал бы себя неграмотный ребенок среди умеющих читать сверстников.

 С другой стороны, вместе с повышением компьютерной компетентности детей мы имеем целый ряд негативных последствий:    обедненная речь, повышенный уровень агрессивности, ухудшение зрения, нарушение осанки и, наконец, компьютерная и Интернет-зависимость. Поскольку, как известно, «дети - наше будущее», все эти негативные последствия не могли оставить равнодушными специалистов, работающих в области детского развития. Уже давно детские психологи, педагоги и специалисты в области  информационных технологий думают о том, как по максимуму использовать преимущества компьютера и уменьшить его нежелательное влияние на детей. В результате появились специальные компьютерные игры: обучающие и развивающие. Их важное преимущество заключается в том, что они разработаны с учетом возрастных особенностей и потребностей детей. Также эти игры воплощают в себе все достоинства реальной детской игры, например, ребенок может сам придумывать и изменять игровой сюжет. Вдобавок к этому компьютерные игры предоставляют практически бесконечный набор игровых средств, что позволяет детям максимально использовать свою фантазию и воображение. Например, если в реальности ребенок может рисовать, используя карандаши, краски, фломастеры с ограниченным набором цветов, то в компьютерной игре ему доступна практически бесконечная палитра цветов с многообразием всевозможных оттенков. При этом даже дети, не умеющие рисовать, могут создавать композиции, используя готовые изображения геометрических фигур, сказочных персонажей и декораций.

 Отдельный вид компьютерных программ для детей предназначен для того, чтобы научить детей конкретным учебным действиям, которые понадобятся им в школе. Например, есть игры, которые знакомят детей с числами и простыми математическими операциями, с буквами алфавита и правилами образования слов. В основе обучающих программ лежит принцип "обучать развлекая". Компьютерные технологии позволяют использовать в процессе обучения яркие изображения знакомых ребенку предметов и сказочных персонажей. Правильные действия детей подкрепляются звуковыми и визуальными сигналами. Благодаря этому дети без внешнего принуждения усваивают навыки, необходимые для дальнейшей учебы в школе.

 Несмотря на все перечисленные преимущества, использование компьютерных программ требует внимательного и осознанного отношения со стороны взрослых, которые несут ответственность за процесс развития и обучения детей. Для этого нужно помнить о нескольких важных моментах. Первое требование касается возраста детей. Специалисты не рекомендуют начинать использовать компьютерные игры до достижения ребенком возраста 5 лет. Почему? Во-первых, в виртуальной среде дети имеют дело не с реальными предметами, а с их обозначениями: их нельзя подержать в руках, ощутить их тяжесть, бросить. Поэтому у ребенка могут формироваться отличающиеся от действительности представления о некоторых предметах. Также замедляется  формирование так называемой знаковой функции сознания, благодаря которой ребенок может различать реальные объекты и «знаки» (обозначения объектов).

 Во-вторых, слишком раннее увлечение компьютерными играми может неблагоприятно влиять на формирующуюся эмоциональную и волевую сферы психики ребенка. Для нормального развития эмоций и чувств в дошкольном возрасте абсолютно необходимым условием является возможность непосредственного  общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Взрослый способствует пониманию ребенком своих переживаний, когда называет их словами, например: «Тебе обидно, что тебя не приняли в игру, ты очень расстроился, да? Тебе приятно, что тебя похвалили на занятиях?»  Также взрослый обращает внимание ребенка на переживания сверстников.  Наблюдая выражение чувств другого человека по отношению к себе, ребенок и сам учится выражать свои чувства. Сидя за компьютером, ребенок также испытывает различные эмоции (удивляется, радуется, огорчается, пугается), но он не замечает их, и компьютер, в отличие от живого человека, не может ему в этом помочь.

 Воля у дошкольников формируется благодаря совершению действий, направленных на преодоление препятствий или осуществление выбора, в том числе вопреки своим непосредственным желаниям. В компьютерной игре от ребенка не требуется совершение действий, направленных на преодоление сопротивления среды: все действия сводятся к минимальным движениям мышкой. Ситуация выбора также не предполагает серьезных размышлений, так как правильные действия «подсказываются» самой игровой программой. Кроме того, в виртуальном мире, в отличие от реального, всегда можно вернуться назад, чтобы исправить неправильный выбор. Присутствие взрослого может улучшить ситуацию в том случае, если взрослый будет побуждать ребенка предварительно обсудить ход игры или выполнения задания, возможные решения. Так ребенок будет учиться планировать свои действия, а планирование является одной из составляющих волевого действия.

 Занятия детей за компьютером необходимо ограничивать по времени. Продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 лет - 15 минут. Если игра не предполагает окончания через 10-15 минут, то ее прерывание может вызвать бурную реакцию протеста у ребенка. Поэтому при выборе развивающих компьютерных игр обратите внимание на их структуру. Желательно, чтобы игра состояла из блоков небольшой продолжительности. Это облегчит и вам и ребенку процесс завершения занятий на компьютере. Если речь идет об организации компьютерных занятий в дошкольных учреждениях, то специалисты рекомендуют проводить такие занятия  не чаще двух раз в неделю.

 Что касается содержания обучающих и развивающих игр, то при выборе вы можете ориентироваться на возраст и индивидуальные предпочтения ребенка. В «правильных» программах разработчики  всегда указывают рекомендуемый возраст в сопроводительном описании программы. Это означает, что программа будет развивать в ребенке именно то, что нужно развивать в его возрасте. В зависимости от свойств нервной системы ребенок может предпочесть ту или иную игру. Например, если ваш ребенок усидчив и ему нравится узнавать что-то новое, предложите ему познавательную программу, с помощью которой он сможет узнать о других странах, необычных животных, интересных исторических событиях. Если же он активен и подвижен, то и программа должна быть более динамичной, например, делать что-то на скорость.

 Нередко ребенок дома играет за тем же компьютером, за которым работают взрослые. Это возможно, если вы предпримете дополнительные меры, чтобы обеспечит ьсоблюдение гигиенических норм:

1) высота стула ребенка должна быть такой, чтобы уровень глаз ребенка приходился на центр экрана;

2) расстояние от глаз до экрана монитора должно быть в пределах 60-70 см;

3) источники освещения в комнате не должны вызывать блики на экране, поэтому монитор не следует располагать напротив окна или прямого источника света;

4) в комнатах, где включен компьютер, воздух достаточно быстро теряет влагу, поэтому необходимо чаще проветривать комнаты, использовать бытовые увлажнители воздуха.

5) после занятий следует провести гимнастику для глаз: часто поморгать; не двигая головой переводить взгляд вверх-вниз, справа-налево; посмотреть сначала на какой-нибудь близкорасположенный предмет, а потом перевести взгляд вдаль. Каждое упражнение нужно выполнить с ребенком несколько раз.

7) физические упражнения для снятия общего утомления и напряжения мышц шеи, верхнего плечевого пояса. Во время работы на компьютере люди, даже не замечая этого, сидят в напряженной позе и время от времени задерживают дыхание. Поэтому для расслабления можно просто походить по комнате, размахивая руками, повертеть головой, сделать несколько глубоких вдохов-выдохов.

 Учет всех перечисленных рекомендаций позволит использовать компьютерные программы как хорошее дополнение к «предметным» игрушкам. Кроме того, вы сможете начать формировать у ребенка полезные привычки, которые он сможет использовать в дальнейшем, когда ему придется проводить за компьютером больше времени в процессе учебы и работы.

 Возвращаясь к первоначальному вопросу, вынесенному в заголовок статьи: «Компьютер для дошкольников – «За и Против», мы отвечаем: «Конечно, За». Но мы - за разумное «За». Надеемся, что вы с нами согласитесь, уважаемые педагоги. В дошкольном учреждении нужно использовать возможность взрослого научить ребенка реальным играм, живому общению со сверстниками, и использовать ИКТ только во благо ребенку.


http://www.tlklass.ru/information/articles/item107839/

2 комментария:

  1. Замечательная статья, очень полезные, разумные рекомендации. Спасибо, Тамара Степановна!

    ОтветитьУдалить
  2. Ольга Анатольевна, я перечитала много статей о значении компьютерных игр для дошкольников. Только этот материал совпал с моими мыслями. Нельзя утверждать 100%-но , что это плохо, но и "за" обеими руками не проголосуешь.

    ОтветитьУдалить