воскресенье, 15 февраля 2015 г.

Играть по новому

Я в своей практике  заметила, что воспитатели, которые работают давно в системе образования, имеют большой опыт, почему-то противятся  применению новых технологий. Их трудно убедит в том, что новое время требует организацию воспитательно-образовательный процесса по- новому. Да и дети сейчас совершенно другие, они  прогрессивнее, что ли, им легко даются  компьютерные игры, они на «ура» справляются с мобильными телефонами, хорошо знают, что такое айфон, айпад и смартфон. Но даже в наше сумасшедшее время у детей не исчезла потребность в двигательной активности. И вот  из года в год педагоги играют в одни и те же игры: «У медведя во бору», «Хитрая лиса»…  Сначала эти игры интересные, но когда  в них играют часто,  детям становится не интересно, особенно непоседам,  активным ребятам. Вот и возникает потребность найти или придумать что-то новенькое, или разучить забытые старые игры, которые опять возбудят  интерес детей к подвижной игре, к игре в коллективе.  Предлагаю вам игры, которых нет в программе дошкольного образования,  игры, в которые когда-то играли мы во дворах и в пионерских лагерях.


Бегемотики бежали...

В игре принимают участие минимум три человека, но интереснее играть, когда ребят четверо или пятеро.
Выбирается водящий, затем мелом на асфальте чертится круг диаметром около 3х метров, и отмечается центр круга. После этого круг разбивается на сектора, обычно равное количеству участников, но может быть и большим. Водящий встает в круг, закрывает глаза и начинает читать стишок:
Бегемотики бежали
И на кнопочку нажали
Пип-СТОП!
Другой вариант — просто:
Поехали, поехали, поехали, СТОП!
В это время все бегают внутри круга вокруг водящего, дожидаясь команды СТОП!.
При слове стоп все останавливается и замирают.
После этого водящий называет любое число из имеющихся секторов.
Игрок, стоящий в этом секторе быстро начинает убегать, водящий ждет и через какое-то время громко кричит СТОП.
Убегающий игрок останавливается, водящий открывает глаза и пытается угадать расстояние до игрока, используя разные шаги.
Варианты шагов: «гигантские», «лилипутские», «верблюжьи» и прочие.
После того, как водящий проговорил какое расстояние до убежавшего игрока, он начинает шагать, остальные игроки следят за правильностью выполнения шагов и их количества.
Когда водящий прошагал заявленное количество шагов, он пытается дотронуться до этого игрока рукой, если ему это удается, он выигрывает, и водящим становится осаленный игрок
Горячая картошка

Для этой игры понадобится мяч, если играют школьники, можно использовать волейбольный, для дошкольников понадобится мячик полегче.
Все встают в круг и начинают по очереди перекидывать мяч друг другу, можно при этом кричать: «Горячо».
Один игрок кидает, другой должен поймать мяч. Тот, кто не поймал, считается «наказанным» и садится на четвереньки в центр круга — «котел».
Игроки могут выручать «сидящих» в котле и возвращать их в игру. Для этого нужно кинуть мяч в центр и попасть в «наказанных» игроков.
Все, кого коснулся мячик, возвращаются в игру.
«Наказанные» игроки могут сами себя «спасти». Для этого им нужно не вставая с четверенек поймать летящий над ними мяч. При этом нельзя вставать в полный рост, можно только поднимать руки или попытаться подпрыгнуть на четвереньках.
Если кому-то из них это удалось, все игроки из центра встают в круг. а игрок, кидавший мяч, садится в центр.
Если играют школьники, игру можно усложнить. мячик не ловится, а просто отбивается, как в волейболе
Все остальные правила при этом не изменяются
 Двенадцать палочек

Это очень динамичный вариант пряток. Для игры понадобится длинная дощечка и двенадцать палочек на манер «чижа». Палочки должны быть заметны, чтобы их нельзя было перепутать с теми палками или сучками, которые могут попадаться на игровой площадке. Постарайтесь найти достаточно большую площадку, чтобы палочки не потерялись в кустах или траве. Можно даже покрасить их в яркие цвета для игры «по-серьёзному».
Правила игры «12 палочек»
Перед началом игры выбирается водящий — он будет искать игроков. В начале игры дощечка кладётся на камень или кирпич таким образом, чтобы получилась своеобразная «катапульта», на один конец которой укладываются все палочки. Один из игроков топает по противоположному концу дощечки, палочки разлетаются, а игроки разбегаются в разные стороны и прячутся. Водящий как можно быстрее собирает разлетевшиеся палочки, укладывает их на дощечку и после этого начинает поиск спрятавшихся игроков.
Как только он находит какого-нибудь игрока, они бегут наперегонки к дощечке, как в прятках, чтобы «застукаться». Но здесь задача другая: если найденный игрок первым успевает «запустить» палочки в воздух, игра повторяется с тем же водящим. Если же «запустить» палочки успеет водящий — то водящим становится найденный игрок.
Водящий принимается собирать палочки на дощечку, а все остальные игроки перепрятываются.
В ещё одном варианте игры число палочек — по количеству  участников (минус водящий). Тогда, найдя очередного игрока, водящий кладёт палочку на дощечку, ведя своеобразный счёт найденным.
В более сложном варианте водящий должен найти всех игроков и никому не дать «запустить» палочки. Тогда водящий заменяется на последнего найденного. Игроки же, естественно, стараются незаметно для водящего добраться до дощечки и «запустить» палочки, пока их не нашли.

Дождь идёт
Правила игры
С помощью считалочки выбирается водящий, далее каждый игрок чертит себе на асфальте мелком кружок-«домик».
Водящий подходит к каждому домику и зовет игрока на прогулку. Игрок берет водящего за руку и переходит к следующему домику, следующий игрок тоже берет их за руку, так игроки обходят все домики, образуя цепочку. Игроки, взявшись за руки, гуляют какое-то время, затем водящий громко кричит:
- Дождь идет!
И все игроки, в том числе и водящий, бегут занимать домики.
Тот, кто остался без домика, и будет водить в следующем кону.
 Коленки (игра на развитие внимания, координации)
Правила игры
Игроки садятся в одну линию и все, кроме крайних игроков, кладут свои руки на колени соседей справа и слева. Таким образом, все руки перекрещиваются. Далее, игрокам нужно хлопать руками по коленям по порядку. И, поскольку все руки перемешаны, угадать свою очередь довольно сложно.
Игрок, который хлопнул не в свою очередь или замешкался, штрафуется: он убирает «ошибившуюся» руку за спину. Таким образом, у его соседа изменяются условия и игра немного усложняется. Кроме того, для усложнения игры участники всё время ускоряют темп.
Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и объявляется победителем. И всё начинается с начала.

Колпак мой деревянный
Эта игра развивает внимательность. Играть в нее можно любой группой или даже вдвоем.
Правила игры

Деревянный мой колпак.
А если не деревянный,
То это не мой колпак!»
Деревянный (дотронулись до груди) колпак.
А если не деревянный,
То это не (дотронулись до груди) колпак!»
Деревянный (дотронулись до груди) (дотронулись до лба)
А если не деревянный,
То это не (дотронулись до груди) (дотронулись до лба)!»
 

Вначале выбирается ведущий. Лучше всего, если эту роль возьмет на себя взрослый. Сначала ведущий озвучивает правила: все смотрят на него и хором повторяют вместе с ним простой стишок:
«Колпак мой деревянный,
Теперь ведущий предлагает заменить слово «мой» жестом: дотронуться до своей груди. Теперь стишок будет «выглядеть» так:
«Колпак (дотронулись до груди) деревянный,
После этого ведущий предлагает заменить слово «колпак» жестом: дотронуться себе до лба. Теперь стишок будет «выглядеть» так:
«(дотронулись до лба) (дотронулись до груди) деревянный,
После можно заменить слово «не» мотанием головой, а на следующем этапе — вмести слова «деревянный» топнуть ногой. Для усложнения можно на каждом следующем этапе повышать темп произнесения стихотворения.
Игрокам нужно очень внимательно слушать ведущего и повторять за ним. А еще — следить за соседями, ведь кто ошибся — выбывает!
Крокодил

Игра Крокодил отлично помогает весело провести время большой группе ребят, развивает воображение, догадливость и артистизм. К сожалению, уже никто не знает, почему игра так называется, но скорее всего, кто-то долго не мог изобразить крокодила .

Правила игры
Вначале нужно разбиться на две равных команды. После этого игроки одной команды задумывают слово (которое тоже иногда называют «Крокодил») и выбирают «жертву» — игрока из команды соперников, которому по секрету и сообщают это слово. После этого «жертву» отпускают на свободу, к своей команде, где он пытается объяснить
слово. При этом ему разрешается
·         использовать жесты и мимику, пляски, прыжки и ужимки;
·         принимать любые позы;
·         показывать слово целиком или по частям;
·         кивать или мотать головой: «да» и «нет»
НО запрещается
·         писать и рисовать;
·         произносить слоги и буквы (даже без звука, одними губами);
·         показывать буквы или передавать буквы языком глухонемых
Тем временем его команда старается понять задуманное и высказывает предположения. Игра идёт до тех пор, пока команда не угадает загаданное или не «выбросит белый флаг». Можно, кстати, договориться об ограничениях по времени на угадывание. После этого команды меняются местами. В следующий раз выбирается другой игрок-«жертва».
Паучок 

Игра для компании дошкольников от 5 до 20 человек. Она очень напоминает «Каравай», только отличается стишком.
Правила игры
С помощью считалочки выбирают одного ребенка, он будет играть роль паучка.
Остальные ребята берутся за руки, и образуют круг.
Паучок садится в центр круга на корточки.
Дети начинают водить хоровод вокруг паучка, громко приговаривая:
— Паучок-паучок,
Тоненькие ножки, Красные сапожки, Мы тебя кормили, Мы тебя поили, На ноги поставили. (игроки подходят к жучку и помогают ему встать на ноги)
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь
Выбирай, кого захочешь! 
(паучок танцует и выбирает из круга того кто будет паучком с следующем кону)
Танцевать заставили. Танцуй, сколько хочешь

Выбирай, кого захочешь! (паучок танцует и выбирает из круга того кто будет паучком с следующем кону)

После этого игра начинается сначала, уже с новым «паучком».

ШИШКИ, ЖЕЛУДИ, ОРЕХИ (разновидность игры «Третий лишний»

В середине круга водящий, а остальные, разбившись по тройкам, становятся один за другим лицом к центру (первый номер — в трех-четырех шагах от входящего. Ведущий дает всем играющим названия: первые в тройках — шишки, вторые — желуди, третьи — орехи.
По сигналу водящий громко говорит, например: "Орехи!" Все играющие, названные орехами, должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим.
Если водящий скажет: "Желуди!" — меняются местами стоящие вторыми в тройках, если: "Шишки!" — меняются местами стоящие в тройках первыми. Когда игра освоена, водящему можно вызывать двух или трех игроков в тройках, например: "Шишки! Орехи!" Вызванные также должны поменяться местами.
Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими.
Правила игры запрещают вызванным оставаться на месте, не перебегая в какую-нибудь другую тройку. Такой игрок идет водить. При повторении игры каждую тройку можно построить не в колонну, а в кружок.

                                                                      

4 комментария:

  1. Да, Тамара Степановна, как говорится, новое - это хорошо забытое старое...))

    ОтветитьУдалить
  2. Вот я и предлагаю вспомнить забытые игры, которые будут для детей интересными.

    ОтветитьУдалить
  3. Тамара Степановна, здравствуйте! Совершенно случайно попала в Ваш блог и нашла очень интересный материал. Спасибо за подборку игр!
    Заходите в гости! блог «Дружная семейка»

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Елена Анатольевна. Когда работаешь по другую сторону "баррикад" (я имею ввиду работу с педагогами), то порой кажется, сам бы работал по другому. Вот и предложила педагогам освежить свои картотеки подвижных игр. И детям интересно и воспитателям свежая струя.

    ОтветитьУдалить